Состояние дыхательной и голосовой функций - Краснова Ольга Сергеевна учитель-логопед мдоу №84. Астрахань 2008г программа


^ Состояние дыхательной и голосовой функций.

  1. Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха_________________________________________________________________

  2. Характеристика голоса:

а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий)___________________________

б) наличие или отсутствие носового оттенка____________________________________

модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности)___________________________________________________________


Особенности динамической стороны речи.

  1. Темп (нормальный, быстрый, медленный)___________________________________

  2. Ритм___________________________________________________________________

  3. Правильность употребления пауз___________________________________________

  4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной)__________________________________________________________


Воспроизведение звуко- слоговой структуры слова.

  1. Изолированные слова:

С 4 до 5 лет:

дом мостик кошка

снег каша капуста

крыша хлеб помидоры

С 5 лет:

помидоры милиционер

сквозняк аквариум

сковорода лекарство

температура простокваша

свисток подснежник

скворечник



  1. Предложения ( 5 лет):

^ Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.


Состояние фонематического восприятия

(слухо- произносительной дифференциации звуков речи)

  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками:

С 4 лет:

^ Па-ба на-га

Ба-на та-на

Ва-та га-да

Та-да ка-га

Мя-ма ба-ма


С 6 лет:

Ба-ба-па са-ша-са

Та-да-та жа-за-жа

Га-ка-га ча-ша-ча

Ба-бя-ба за-са-за


  1. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Показать картинки:

Мишка-мышка

Уточка- удочка

Бочка-почка

Трава - дрова

  1. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

Миска-мишка

Крыса-крыша

Речка-редька

Челка-щелка

Цветик- Светик

Вечер-ветер

Косы-козы


Состояние фонематического анализа и синтеза.

С 4 лет:

1. Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] ( мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2. Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна, улица.

С 6 лет:

3. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-ый звук в слове?): мак, дым, трава ,кошка, воробей, булка, чашка, щука.

4. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.

5. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.

6. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.


Исследование понимания речи( импрессивной речи).

  1. Пассивный словарь.( Отметь объем словаря. Точность понимания значений слов).

-Покажи, где кукла, стол, стул.

-Посади куклу, мишку и т.д.

2. Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных:

-Покажи, где:

Стол-столы, дом-дома, стул-стулья, дерево-деревья, береза-березы.

    1. Различение предложно- падежных конструкции ( с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около).

С 5 лет:

    1. Дифференциация предложно-падежных конструкций с предлогами в-из, на-с, под-из-под:

-Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.

-Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3. Дифференциация форм словообразования.

С 5 лет:

3.1 Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

- Покажи, где: дом- домик, стул- стульчик, одеяло- одеяльце, подушка- подушечка, замок- замочек.

3.2 Дифференциация существительных с суффиксом –инк-:

Покажи, где: виноград-виноградинка, бусы-бусинка, роса- росинка.

  1. Понимание словосочетаний и простых предложений.

    1. Словосочетания.

Покажи:

Ключом карандаш,

Где хозяин собаки,

Дочка мамы,

Ключ карандашом,

где собака хозяина,

мама дочки.

    1. Простые распространенные предложения.

-Покажи картинку:

^ Девочка рвет цветы,

Девочка играет в мячик,

Девочка убирает комнату.

    1. Вопросительные предложения:

-Кого ловит девочка?

- Чем девочка ловит бабочку?

- Кто ловит бабочку?

С 6 лет:

4.4 Понимание связной речи.


Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи.

  1. Активный словарь.

    1. Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда» , «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др.

    1. Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

    1. Существительные, обобщающие части тела, части предметов.

С 5 лет:

-Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея_______________________

-Части одежды: рукав, воротник, пуговица______________________________________

-Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье_______________________________

-Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина_________________________________

С 6 лет:

-Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь____________________________________

-Части предметов одежды: воротник, манжета, петля___________________________

-Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор_________________________________

-Части окна: рама, подоконник, стекло_________________________________________

1.4 Название профессий.

1.5 Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответе на вопросы.

С 5 лет:

-Что ты делаешь в течение дня?_____________________________________________

-Кто как передвигается?___________________________________________________

-Кто как кричит?__________________________________________________________

С 6 лет:

- Кто какие звуки издает?___________________________________________________

-Кто что делает (с использованием названий профессий)?______________________________________________________________

1.6. Прилагательные.

Название цветов.

С 4 лет:

Белый, черный, красный, синий, зеленый______________________________________

С 5 лет:

Коричневый, розовый, голубой, оранжевый___________________________________

Название формы.

С 5 лет:

Круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный___________________________________________________________

    1. Подбор антонимов ( с 6 лет):

Добро- зло

Горе-

Друг-

Хороший-

Большой-

Широкий-

Высокий-

Легкий-

Поднимать-

Давать-

Покупать-

  1. Состояние словоизменения.

С 4 лет:


    1. Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

Стол-столы Стул-

Дерево- Воробей-

Окно- Слон-

Рукав- Пень-

Глаз-

Рот-


2.2 Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

-У меня есть карандаш (кукла)______________________________________________

-У меня нет …. __________________________________________________________

-Я рисую …._____________________________________________________________

-Папа пишет…___________________________________________________________

С 5 лет:

2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

Шар- шаров дерево-

Стол- лист-

Дом- стул-

Береза- мяч-

Чашка- ключ-

Книга- карандаш-

    1. Употребление предложно-падежных конструкций ( с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

    2. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов:

Шар- …, ведро-…, платье-…, машина-…, ботинок-…

    1. Употребление словосочетаний- числительных два и пять с существительными:

Дом- два дома, пять домов

Кукла-

Шар-

Жук-

С 6 лет:

Карандаш-два карандаша, пять карандашей

Ключ

Лев

Озеро-

Дверь-

  1. Состояние словообразования.

С 5 лет:

3.1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательнными суффиксами.

-Как назвать маленький предмет?

Стол- столик кукла-

Мяч- ложка-

Дом- шкаф-

Кровать- миска-

Береза-

С 6 лет:

Гриб-грибок воробей-

Лиса- одеяло-

Лист-

3.2. Образование названий детенышей животных.

С 4 лет:

У кошки- котенок у гуся-

У утки- у лисы-

С 5 лет:

У зайца- у медведя-

У белки- у волка-

С 6 лет:

У коровы-

У лошади-

У собаки-

3.3. Образование прилагательных от существительных ( с 6 лет):

-относительных (из чего сделано):

Дерево- деревянный резина-

Бумага- металл-

Солома- снег-

Мех- брусника-

Пух- черника-

Кирпич- шерсть-

- притяжательных (чей? чья? чьё?):

Сумка мамы- мамина хвост зайца-

Кофта бабушки- лапа медведя-

Газета папы- шерсть волка-

Нора лисы-

3.4. Образование приставочных глаголов ( с 6 лет).

Назвать действия (Что делает мальчик?):

Ходит-уходит-входит-выходит-переходит

Бежит-убегает-выбегает-вбегает-перебегает

Летит-

3.5. Образование глаголов совершенного вида ( с 6 лет)

Рисовал-нарисовал

Писал-

Делал-


Состояние связной речи.

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет).


^ Логопедическое заключение.


Дата____________________________Логопед___________________________________

Консультации врачей-специалистов:

ЛОР

Невропатолог

Психоневролог


Речевая карта.


  1. Дата поступления в группу______________________________________

  2. Фамилия, имя ребенка__________________________________________

  3. Возраст___________________

  4. Домашний адрес_______________________________________________

  5. Жалобы родителей_____________________________________________

  6. Из какого детского сада поступил________________________________

  7. Данные о ходе речевого развития_________________________________

Первые слова_________________

Фразы_______________________

Лепет________________________

  1. Состояние общей и мелкой моторики______________________________




  1. Слух_________________________

  2. Общее развитие ребенка_________________________________________

а) восприятия, представления

пространства

цвета

формы

величины и количества

времени

б) память

зрительная

слуховая

ассоциативная

словесно-логическая

в) мышление:

конструктивная деятельность

прямой, обратный счет

счетные операции и простейшие задачи в пределах 5

обобщения

исключения

причинно-следственные связи

понимание подтекста

г) внимание, работоспособность


  1. Общее звучание речи___________________________________________

  2. Состояние артикуляционного аппарата____________________________

  3. Звукопроизношение____________________________________________

Свистящие С, З, Ц, Сь, Зь

Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ

Соноры Р, Рь

Сонор Л



  1. ^ Фонематический слух__________________________________________

а) выделение на слух заданного звука из

звукового ряда (П-Т-К-Х)

слогового ряда (ПА-ТА-КА-ХА)

ряда слов (ПОРТ, ТОРТ, КОРТ,ХОР)

б) различение на слух сходных звуков

в парах звуков (П- Б)

парах слогов (ПА-БА)

парах слов, картинок (ПОЧКА, ТОЧКА)

в) воспроизведение

звукового ряда (Б-П-Б)

слогового ряда (БА-БА-ПА)

ряда слов (ПОЧКА-БОЧКА-ТОЧКА)


  1. ^ Звуковой анализ_______________________________________________________

а) выделение первого ударного гласного

б) выделение последнего глухого согласного

в) выделение первого согласного


  1. Произношение слов сложной звукослоговой структуры___________________________________________________________

(Клубника, сковорода, лекарство, строительство, фотографироваться, велосипед и т. д)



  1. Лексика_______________________________________________________________

  2. ^ Грамматический строй__________________________________________________

а) предложения по картинке

с данным словом

по опорным словам

деформированная фраза

б) падежные формы существительных

именительный падеж мн.ч.

родительный падеж мн.ч.

в) словообразование

г) предлоги простые

сложные

д) связь слов в словосочетаниях


  1. ^ Связная речь___________________________________________________________

Заключение о состоянии речевого развития_______________________________________________________________


Приложение №2.

Совместная деятельность учителя-логопеда с педагогами и родителями ДОУ.


Из опыта совместной работы учителя-логопеда, психолога, и родителей подготовительной группы.


Круглый стол.

«Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником?».


Выполнила учитель-логопед

Краснова О.С. МДОУ № 84


Астрахань 2008 г.

Цель:

1. Познакомить родителей с подготовительным этапом к школе, проводимым в детском саду.

2. Привлечь внимание родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.

3. Определение, что входит в понятие «Психологическая готовность к школе».

4. Обучение практическим навыкам по формированию у ребёнка готовности к обучению в школе. (Игры – тренинги для родителей .)


Ход занятия.

Логопед приветствует родителей, активизирует положительные эмоции, настраивает на совместную работу . 1. Передавая по кругу клубок ниток, родители называют собственное имя и имя своего ребёнка . 2. Родители меняются местами, рассаживаясь в алфавитном порядке по первой букве своего имени . 3. Из корзины родители достают по очереди конфеты трёх разных видов, например, «Дюшес», «Барбарис», «Клубника». Логопед – Мы очень рады вас видеть. Сегодня мы будем обсуждать очень важную тему – предстоящее обучение наших детей в школе. В шестилетнем возрасте ребенка ждет первая крупная перемена в жизни. Переход в школьный возраст связан с решительными изменениями в его деятельности, общении, отношениях с другими людьми. Как подчеркивал выдающийся психолог Эльконин Д.Б., в это время происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. В школе начинает действовать система отношений «Ребенок – учитель», которая начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям. Система «Ребенок- учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Если в школе хорошо, значит, и дома хорошо, значит, и с детьми тоже хорошо. В деском саду ведется огромная работа по подготовке детей к школе. В целях подготовки детей к школе проводятся логопедические занятия, занятия по развитию речи и обучению грамоте, музыкальные занятия, физкультурно- оздоровительные мероприятия.

Задача логопеда вовремя выявить речевые недостатки и дефекты произношения у дошкольников. Вовремя поставить неправильно произносимые звуки, ввести их в речь, совершенствовать лексико-грамматическую сторону и связную речь. Учить говорить правильно, красиво строить предложения, способствовать развитию коммуникативной функции речи - задача всех педагогов детского учреждения.

Речь ребенка всегда была одним из первых показателей готовности к школе, отражением его интеллекта, от того как человек умеет говорить, строить предложения, выражать свои мысли судят о человеке. Основа речи закладывается в дошкольном возрасте. Научить детей читать, считать, печатать буквы, подготовить их без страха идти в школу, помочь не разочароваться в школьной жизни – является основной задачей подготовительного периода в детском саду.


Основные факторы успешной адаптации детей к школе:

  1. Физическое здоровье;

  2. Развитый интеллект;

  3. Умение общаться со сверстниками и взрослыми;

  4. Выносливость и работоспособность»

  5. Хорошая память и внимание;

  6. Аккуратность и инициативность;

  7. Воля;

  8. Способность действовать самостоятельно.

Все эти качества вырабатываются на занятиях в подготовительной к школе группе.

На логопедических занятиях на ряду с развитием речи развивается фонематический слух, ведется работа над узнаванием и различением фонем, обучение детей первоначальному чтению. Выделение понятий « Слог, слово, предложение». Подготовка базы для успешного овладения навыками написания прописных букв, обогащение детей живыми впечатлениями об окружающем мире, полученных в ходе бесед, наблюдений, экскурсий и т.д.

Уважаемые родители, уделяйте больше внимания своим детям. Чаще разговаривайте с ними на разные темы, беседуйте, обсуждайте прочитанные сказки, рассказы. Анализируйте характеры героев, их поведение. Заучивайте стихотворения, загадки, пословицы, рисуйте, развивайте ребёнка: - Интеллект ребёнка в ваших руках. Наши совместные усилия помогут детям в жизни.

Обсуждение анкеты «Мой ребенок».

  1. Когда он родился, то:

  2. Самым интересным в первые годы жизни в моем ребенке было то, что он:

  3. О здоровье моего ребенка я могу сказать:

  4. Моему ребенку нравится когда:

  5. Моему ребенке не нравится когда:

  6. Его положительными качествами является то, что он:

  7. Его отрицательными качествами является то, что он:

  8. Трудности в воспитании нашего ребенка связаны с тем, что он:

  9. Я хотел(а) бы, чтобы логопед обратил внимание на его:

  10. Мы надеемся с помощью педагогов детского сада развить в своем ребенке следующие качества:

«Родители, передавая клубок друг- другу продолжают рассказывать анкетные данные о своем ребенке».

Психолог-А сейчас я предлагаю определить степень вашего беспокойства по поводу приближающегося обучения ребёнка:

-Испытываете сильное беспокойство -поднимите 2 руки; -Слегка волнуетесь -поднимите 1 руку; -Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребёнка -сложите руки перед собой.

-Предлагаю обосновать сделанный выбор. По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Дюшес». Слышали ли вы когда – нибудь словосочетание?

«Ребёнок не готов к школе»;

«Готовность к школе»

«Школьная зрелость».

По очереди высказываются родители, получившие конфету «Барбарис». (Цель: Активизация имеющихся знаний, выявление деструктивных установок родителей.) Все ответы записаны на доске. Родителям предлагается прочесть записанные на доске «факторы успешной подготовки к школе», выбрать на своё усмотрение 3 самых важных пункта, пронумеровать их по степени значимости, обосновать свой выбор. По очереди высказываются все родители, получившие конфету «Клубника». Спасибо за обсуждение.

–Очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная ) готовность т.е. готовность и желание ребёнка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы. К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту. У многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализировано, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно - школа вызывает опасения как нечто чужое, тревожное, опасное.

Чаще всего такое отношение к школе формируется в трёх случаях :

1. Ребёнок в детстве был не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, он отказывается от усилий . 2 .Ребёнка ещё в детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно к робким и не уверенным в себе детям . 3. Ребёнку напротив рисовали школьную жизнь в радужных тонах. Столкновение с реальностью вызвало сильное разочарование. Логопед – Уважаемые родители, мы предлагаем вам ответить, из каких источников ребёнок может получить информацию о школе?

(Цель: Помощь в осознании родителями собственного воспитательного влияния ; профилактика деструктивных родительских установок .) -Информация, получаемая из СМИ ,фильмов ,мультфильмов , литературы; -Информация получаемая от взрослых , других людей; Каждой группе родителей раздаются карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания ?

1 .Вот пойдёшь в школу ,там тебе ….. 2 .Ты ,наверное будешь двоечником ?..... 3 .Знаешь , как мы тебя будем любить , если ты станешь отличником !! 4 .Учись так ,чтобы мне не пришлось краснеть за тебя!..... 5. Ты обещаешь мне в школе не драться, не бегать, вести себя тихо и спокойно?

6 .Попробуй мне ещё сделать ошибки в работе! Родителям предлагается закончить предложение (Чтобы помочь моему ребёнку стать учеником, я ….) при этом передавая клубок по кругу . – Мы педагоги, искренне надеемся на то, что ваша родительская дорога будет лёгкой, и вы не устанете в пути чтобы ваш малыш стал школьником !! Пусть законы родительской истины помогут вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам! Законы родительской истины. 1 .Дорожите любовью своего ребёнка. 2 .Не унижайте своего ребёнка. 3. Не угрожайте ребёнку. Это порождает враньё, приводит к боязни и ненависти

4 .Не налагайте запретов. Запретный плод сладок! 5 .Не опекайте слишком вашего ребёнка . 6 .Не идите на поводу у вашего ребёнка . 7 .Развивайте в себе и в ребёнке чувство юмора . 8. Не читайте бесконечные нотации . 9 .Будьте всегда последовательны в своих требованиях. 10 .Не лишайте своего ребёнка возможности быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Желаем вам успеха!


Из опыта работы логопеда, воспитателей и родителей.


Занятия- тренинги в школе “Домашний логопед».

Формирование артикуляционной моторики у дошкольников.


Выполнила

учитель-логопед

Краснова Ольга Сергеевна

МДОУ № 84.


Астрахань 2008г.

Формирование артикуляционной моторики у дошкольников.


Логопед - Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Всем в семье хочется , чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но все ли вы сделали для того, чтобы ребенок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Достаточно ли подготовлены артикуляционная и пальчиковая моторика? Ведь от этого зависят его успехи в усвоении абсолютно всех предметов школьной программы! К пяти годам речь ребенка должна быть в основном сформирована: он должен правильно строить фразу, четко произносить все звуки родной речи, его словарный запас должен быть достаточно обширен и богат.


Уважаемые родители и воспитатели, сегодня мы начинаем занятия в школе «Домашний логопед», которые вызваны необходимостью и заинтересованностью в формировании звуков речи Вами у детей. В особенности у учителей начальной школы, т.к. в ряде случаев нарушения звукопроизношения ведут к ошибкам на письме при поступлении детей в школу. По опыту известно, что у дошкольников старшего и подготовительного возраста при логопедическом обследовании выявляется неразвитость, неподвижность мышечных структур артикуляционного аппарата, это выражается в следующем:


  1. Многие дети не умеют управлять губами- так в некоторых случаях нижняя губа подтягивается к нижнему зубному ряду ( при произношении звука Л) в этом случае он обычно заменяется на звук В;

  2. Некоторые дети не могут сосредоточить язык в верхнем положении, и в нижнем положении, в неумении вибрировать кончиком языка, при этом нарушается произношение звуков (Л), (С), (Р);

  3. Не умеют удерживать положение языка в заданной позе, выполнять упражнения «Желобок», «Грибок», «Трубочка».


Развитию артикуляционного аппарата, его двигательной сферы необходимо уделять особое внимание и родителям и воспитателям с раннего детства, если бы это происходило, то в большинстве случаев не потребовалось бы помощи логопеда. Достигнуть этого можно при помощи игровых упражнений, которые выполняются по одному и в комплексе, при выполнении которых учитывается чередование и расслабление артикуляционных мышц. Выполнению каждого упражнения отводится некоторое время, чтобы органы артикуляции на какой- то миг замирали в определенной позиции. Логопед в это время медленно считая обращает внимание на выносливость выполнения упражнений. Перед выполнением каждого упражнения логопеду необходимо показывать символ- картинку, отвечающую данному упражнению, а при выполнении второго комплекса демонстрировать соответствующие картинки, на которых изображены слон, волк, лиса. Необходим контроль за каждым ребенком во время выполнения упражнения, самоконтроль ребенка перед зеркалом, взаимоконтроль. Необходимо правильно посадить детей и соблюдать технику безопасности работы с индивидуальными зеркалами.


Коррекционная логопедическая работа у детей с общим недоразвитием речи производится поэтапно. Важную роль в коррекции звукопроизношения играет качественно проведенный подготовительный этап.

9984847222542440.html
9984978259389091.html
9985102459229031.html
9985256971402207.html
9985317590624300.html