Программа развития школы по модели «Адаптивная школа» на 2009-2014 г г - страница 3

Смена парадигмы образования от традиционной к личностно-ориентированной, переход образования на государственные стандарты требует от школы совершенствование, изменение педагогов – становление его как профессионала, глубоко знающего свой предмет и легко ориентирующего в инновациях, психологических процессах, владеющего разными технологиями преподавания своего предмета.
Существующие проблемы нынешней массовой школы, на наш взгляд следующие:

► показатели здоровья и эмоционального благополучия детей не удовлетво-рительны;

► нивелируется индивидуальность детей;

► сохраняется чисто формальная «зуновская» ориентация образования, отсутс-твует выраженная направленность на развитие ребенка

► слабая практическая и деятельностная направленность образовательного процесса;

► недостаточность школьных форм социализации для решения индивидуальных задач взросления, отсутствие возможностей самореализации, самостоятельного и коллективного социального действия подростков в школе.

Исходя из анализа данных факторов считаем необходимым:

► выработку и реализацию качественно нового, личностного и развивающе ориентированного образования на основе сохранения и поддержки индивидуаль-ности ребенка;

► создание условий для предметно-нравственной среды, стимулирующую коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка – организованную в зависимости от возрастной специфики его развития;

► создание условий и механизмов внутри школы для возникновения детских, общественных организаций, ученического самоуправления;

► формирование устойчивости к асоциальным влияниям, к возникновению вредных привычек и неадекватных способов поведения;

► создание условий для осознанного выбора каждым учащимся своей образовательной траектории;

Нельзя оставить без внимания и демографический фактор. Микрорайон школы «стареет», численность учащихся существенно снижается. Анализ прогнозов контингента учащихся на 2009-2014 гг. показывает, что он сократится в 1,4 раза. Это предопределяет необходимость сохранения учащихся, а значит найти школе свою «привлекательность» для родителей, учащихся.

Возникает и кадровый вопрос. Но, учитывая, что большинство учителей имеют большой стаж работы и в возрасте, это «разрешается» естественно, выходом педагога на пенсию.


^ 2. Анализ внутренних факторов

Понимая качество образования как способность образовательных услуг соответствовать определенным требованиям потребителей: родителей, детей, общественности, было организовано изучение образовательных потребностей микро- и макросреды школы. Так в конце 2008 года был проведен опрос родителей и учащихся старших классов школы, в котором приняли участие 145 человек, 113 родителя учащихся 1-11 классов и 32 ученика 9-11 классов. Анкеты включали в себя 18 самых разных вопросов, касающихся содержания школьного образовательного уровня профессиональной подготовки учащихся в школе, выбора жизненного пути ребенка после окончания школы, качество преподавания в школе предметов гуманитарного и естественно-научного циклов и др.

Анкетирование выявило достаточно высокий уровень удовлетворенности родителей состоянием учебно-воспитательной работы в школе. Школа с их точки зрения является основным источником знаний для ребенка, представляет ему возможность реализовать свои потребности и возможности, дает качественное образование. В числе несомненных достижений называются: система физкультурно-оздоровительной работы в школе, широкий спектр дополнительных образовательных услуг, предоставляемых учащимся, достаточно комфортные условия для обучения, тесное сотрудничество с родителями, профессиональное обучение старшеклассников.

Вместе с тем участники опроса назвали те направления деятельности школы, которые, по их мнению, требуют совершенствования, а именно:

■ организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в старших классах с учетом интересов и склонностей учащихся для обеспечения более успешной адаптации ребенка после окончания школы;

■ увеличение объема учебных часов, отводимых на изучение информатики, за счет школьного компонента учебного плана, организации кружков, факультативов;

■ совершенствование системы дополнительного образования, расширение спектра дополнительных услуг в сфере духовно-нравственного и эстетического образования детей (музыка, хореография, этика и др.)

Таким образом, социальный заказ школе в обобщенном виде может быть выражен в следующей системе требования к качеству школьного образования:

- школа должна дать детям качественное образование, позволяющее им продолжить их дальнейшее обучение в высших и средних специальных учебных заведениях;

-    школа должна дать детям трудовую и профессиональную подготовку, обеспечивающую их успешную социальную адаптацию;

-    в условиях формирования основ информационной цивилизации качественное образование предполагает наличие у учащихся информационной культуры, а именно умений отбирать, обрабатывать, анализировать, хранить и продуктивно использовать информацию;

-    качественное образование предполагает духовно-нравственное и эстетическое развитие учащихся как условие сохранения человеческого в человеке;

Исходя из результатов исследования мы можем выделить следующие положительные факторы внутренней среды:

► достаточно высокий и стабильный кадровый потенциал;

► односменность режима работы, пятидневка в начальном и среднем звене;

► система работы с родителями, поддержка ими инновационных процессов в школе;

► начало формирования ученического самоуправления;

► система и координация деятельностью всех структур коллектива администра-ции школы;

► соблюдение прав и свобод участников образовательного процесса;

► сложившаяся система профессионального обучения старшеклассников.

Эти факторы позволяют выйти школе на более высокую ступень – создание модели адаптивной школы, где в основе лежит личносто-ориентированный подход к ребенку.

Вместе с тем анализ внутренних факторов позволяет выявить и недостатки в работе коллектива и их причины:

► слабая подготовленность педколлектива к инновационным процессам;

► недостаточная материально-техническая база;

► неумение и нежелание некоторых педагогов видеть учащихся и родителей равноправными участниками образовательного процесса, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к ним;

► снижение творческой активности учащихся;

► низкая мотивация учащихся к обучению, нежелание учиться, особенно в основной школе;

► самоустранение родителей от воспитания своих детей, перекладывание все только на школу;

► сравнительно низкий показатель качества обучения некоторых педагогов.

Для решения указанных проблем необходимо ввести два стандарта содержания образования. Это стандарт обязательной общеобразовательной подготовки, которую должен достичь каждый ученик – «ученик должен» и стандарт повышенной подготовки, который может выбрать для себя интересующийся способный ученик – «ученик – может».

Организация учебно-воспитательного процесса, основанная на дифференциации, предполагает:

■ воспитание индивидуальности – создание условий для выбора содержания учебного материала в соответствии с собственными интересами личности, своими возможностями;

■ воспроизводство и рост интеллектуального потенциала социума - использование возможностей каждого социума для максимального развития его интеллектуального и творческого потенциала, последующего профессионального самоопределения.

Все выявленные в ходе анализа проблемы влияют на качество образования выпускников, их адаптацию к современной социальной среде. С другой стороны, школа не обеспечивает полностью противоречия между массовым характером обучения и индивидуальным способом усвоения знаний.

Таким образом, анкетирование и анализ внешних и внутренних факторов развития школы показали, что социальный заказ школе на современном этапе соответствует представлениям о наиболее желательных результатах образовательной деятельности, которые выражены в понятии «жизнеспособная личность» и подобный социальный заказ школе может быть реализован наиболее полно в модели адаптивной школы. Именно поэтому результатом данного вида деятельности стала разработка Программа развития нашей школы по модели «Адаптивная школа».


^ Миссия, концептуальные цели и задачи развития школы

Модуль 3. Концепция развития школы


Концепция как общий образ школы возникает при анализе социального заказа, существующей ситуации в школе, т.е. выявления потенциальных «факторов роста» и «факторов развития», которые уже на сегодняшний момент имеются в школе:

  1. сложившиеся традиции в обучении, развитии и воспитании учащихся в течение двух лет;

  2. неплохой кадровый потенциал, обладающий необходимым уровнем преподавания и способный к творческой поисковой работе;

  3. определенный контингент учащихся.

Эти факторы развития могут служить стартовой площадкой для формирования адаптативной модели школы.

Основные направления развития школы:

Миссия школы: формирование компетентной, физически и духовно здоровой личности, способной к самоопределению в обществе через взаимодействие с субъектами внешней среды.

Стратегическая цель: адаптировать учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню содержания обучения, условиям развития школы в целом, путём введения в учебно-воспитательный процесс новых методик обучения и воспитания, диагностики уровня усвоения знаний, умений и навыков, психологической диагностики уровня актуального развития, создания условий для максимального раскрытия творческого потенциала учителя, комфортных условий для развития личности ребенка.

Задачи школы:

  1. Обеспечить получение основного и общего (полного) среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности.

  2. Содействовать в адаптации ученика к условиям жизни, к реалиям общественного развития, удовлетворить образовательные потребности учащихся, родителей, региона.

Социально-педагогические задачи, решаемые в рамках данной проблемы:

Концепция обучения – воспитывающая, в основе которой:




9939461211081863.html
9939666066267977.html
9939828284444827.html
9939884284162952.html
9939993267798586.html